Central Asian Foundation

Ресурсы и влияние России и Китая, но не права человека. Трамп встретился с лидерами стран Центральной Азии

Вечером 6 ноября президент США Дональд Трамп принял в Белом доме лидеров пяти стран Центральной Азии: Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Как пишут западные СМИ, во время очередного саммита в формате, известном как «C5+1», глава Белого дома обсуждал доступ к богатым минеральным ресурсам региона, где уже активно пытаются действовать Китай и Россия.

Среди участников встречи — Касым-Жомарт ТокаевСадыр ЖапаровЭмомали РахмонСердар Бердымухамедов и Шавкат Мирзиёев.

«Мы укрепляем наши экономические партнерские отношения, улучшаем сотрудничество в области безопасности и расширяем наши общие связи», — заявил Трамп перед ужином с лидерами пяти стран.

«Одним из ключевых пунктов нашей повестки дня являются критически важные минералы», — добавил американский лидер.

Позднее в соцсетях Трамп объявил о «невероятной торговой и экономической сделке» с Узбекистаном, которая, по его словам, включает инвестиции Ташкента в размере почти 35 млрд долларов в течение трех лет — и более 100 млрд за 10 лет — в ключевые секторы американской экономики: авиацию, сельское хозяйство и IT.

Казахстан является крупнейшим в мире производителем урана, Узбекистан обладает гигантскими запасами золота, а Туркменистан богат газом. Горные Кыргызстан и Таджикистан также открывают новые месторождения полезных ископаемых, пишет AFP.

Лидеры стран Центральной Азии не стеснялись в комплиментах похвалах в адрес президента США, отмечает агентство.

«Вы великий лидер, государственный деятель, посланный небесами, чтобы вернуть здравый смысл и традиции, которые мы все разделяем и ценим», — восторженно заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.

«До этого ни один из президентов Соединенных Штатов Америки никогда не относился к Центральной Азии так, как вы, — сказал лидер Узбекистана Шавкат Мирзиёев. — В Узбекистане мы называем вас президентом мира».

Во время встречи было объявлено, что Казахстан решил присоединиться к Авраамским соглашениям о нормализации отношений с Израилем. Как отмечает AFP, это больше символический шаг, направленный на поддержку усилий американского лидера по достижению мира на Ближнем Востоке.

Власти Казахстана заявили, что присоединение к соглашениям является «естественным и логичным».

Что есть в Центральной Азии: уран и критические минералы

Саммиты в формате «США — Центральная Азия» проводятся с 2015 года (первая подобная встреча состоялась в Самарканде в Узбекистане), но большинство проходило на уровне руководителей дипломатических ведомств.

В 2023 году тогдашний президент США Джо Байден впервые встретился с лидерами всех пяти центральноазиатских стран — это произошло во время 78-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Таким образом нынешняя встреча станет второй в истории на уровне глав государств — и первой, которая проходит в Белом доме.

Как отмечает агентство Reuters, одной из главных причин проведения саммита стала все более активная конкуренция за минеральные ресурсы Центральной Азии — при том, что в этом регионе традиционно доминировали Россия и Китай.

«В частности, США пытаются договориться о новых соглашениях, чтобы обеспечить доступ к критическим минералам, энергоресурсам и наземным торговым путям, которые обходят их геополитических соперников», — пишет Reuters.

В этом году с визитами в Центральной Азии побывали глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, президент России Владимир Путин и лидер Китая Си Цзиньпин.

В регионе находятся значительные запасы редкоземельных металлов, кроме того, Казахстан является крупнейшим в мире производителем урана (как пишет Reuters, в 2014 году на его долю приходилось почти 40% глобального объёма добычи).

Узбекистан также входит в число пяти мировых лидеров по производству урана — и эти две центральноазиатские страны производят более половины урана в мире, отмечает агентство. Поставки урана для США крайне важны, поскольку на Россию сейчас приходится около 20% импорта этого материала.

Кроме того, у Узбекистана есть огромные запасы золота, а Туркменистан обладает богатыми газовыми месторождениями. Кыргызстан и Таджикистан также открывают новые минеральные ресурсы.

Тем временем в энергетическом секторе центральноазиатских стран активно присутствует Россия: она поставляет туда свои энергоносители и строит атомные электростанции.

В то же время Китай, который граничит с Казахстаном, Кыргызстаном и Таджикистаном, активно инвестирует в масштабные инфраструктурные проекты региона.

В том числе Пекин и Брюссель поддерживают проект транспортного коридора через Каспийское море, который позволит доставлять товары в Центральную Азию из Европы через Кавказ в обход территории России. Проект, известный как Транскаспийский международный транспортный маршрут, или Средний коридор, также пользуется поддержкой США.

«Пока Китай и Россия углубляют свой контроль над региональной инфраструктурой, системами добычи полезных ископаемых и обработки, Вашингтон пытается добиться там значимого присутствия через определённые стратегические проекты», — сказала Reuters директор Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Грейслин Баскаран.

Права человека — не на первом месте

Между тем правозащитные организации неоднократно критиковали все пять стран Центральноазиатского региона за грубые нарушения прав человека.

Например, как напоминает AFP, в рейтинге свободы слова, который составляет организация «Репортёры без границ», Туркменистан занимает 174-ю позицию из 180 стран. Казахстан и Кыргызстан также приветствовали намерение Трампа закрыть региональные службы «Радио Свобода».

Незадолго до саммита Международная правозащитная организация Human Rights Watch опубликовала заявление, в котором перечисляются основные примеры ущемления политических свобод в странах региона, в том числе репрессии против оппонентов, ограничения на передвижение людей, ущемление свободы слова и запрет на проведение акций протеста.

Она призвала администрацию Трампа не забывать во время встречи о правах человека. «Экономические и социальные реформы в Центральной Азии заслуживают международной поддержки, но они должны основываться на уважении к правам человека и верховенстве права, — заявил региональный директор Human Rights Watch Хью Уильямсон. — Только тогда 82 млн человек, живущие в регионе, смогут получить настоящую выгоду от каких-либо сделок, которые их лидеры заключат в Вашингтоне».

Впрочем, как сказал изданию Eurasianet политолог из Академии ОБСЕ в Бишкеке Эмильбек Джураев, не стоит ожидать, что на саммите будут затронуты проблемы прав человека и политических свобод, поскольку для администрации Трампа этот вопрос менее важен, чем торговые сделки.

По мнению Джураева, во время саммита «вряд ли произойдут какие-либо значительные прорывы» по вопросу критических минералов, поскольку он был организован в довольно короткие сроки, а проблема ресурсов «чувствительная и сложная».

Афганистан, санкции и окружающая среда — о чем ещё могут говорить

Как сказано в публикации Eurasianet, во время встречи Трампа с лидерами пяти государств Центральной Азии также могут обсуждаться и другие вопросы, в том числе связанные с региональной безопасностью.

В частности, страны региона хотели бы обсудить ситуацию в Афганистане, которым руководит движение «Талибан».

«Казахстан и Узбекистан возглавили усилия по налаживаю контактов с „Талибаном“, не только надеясь на новые торговые возможности, но и понимая, что сотрудничество с ним необходимо для решения важных региональных проблем, в том числе недостатка водных ресурсов», — пишет Eurasianet.

Кроме того, лидеры центральноазиатских государств могут надеяться на решение некоторых собственных вопросов. В их числе Eurasianet называет желание Кыргызстана добиться отмены ограничений для кыргызских граждан, потерявших право на получение 10-летних многоразовых виз в США. Подобные ограничения также действуют в отношении граждан Туркменистана.

Джураев также считает, что Джапаров может затронуть вопрос об американских санкциях против кыргызского банковского сектора, который, по мнению, американских и британских чиновников, помогал России получать оборудование и технологии, необходимые для ведения войны против Украины.

При этом президент Казахстана Касым-Жомар Токаев, возможно, попытается инициировать совместные действия для борьбы с понижением уровня Каспийского моря — приближающейся природной катастрофой. Чтобы привлечь внимание Трампа к этому вопросу, он может заявить, что это угрожает Транскаспийскому международному транспортному маршруту.

Кроме того, Казахстан заинтересован в отмене действия поправки Джексона-Вэника, которая до сих пор применяется в отношении Астаны. Закон об ограничении экономического сотрудничества был принят Конгрессом США в 1970-х в качестве наказания за отказ властей СССР выпускать своих граждан за рубеж, но он продолжает действовать для некоторых государств.

При этом Казахстан и Узбекистан также выразили желание расширить культурные и образовательные обмены с США, заключает Eurasianet.

 

 

khronikatm.com