Таджикистан

Чем занимаются и где работают беженцы в Таджикистане?

В Таджикистане проживает около 2700 беженцев и 400 лиц, ищущих убежища.

Об этом стало известно в ходе пресс-конференции представительства УВКБ ООН в Таджикистане, пишет Asia-Plus.

Пресс-конференция была  посвящена вопросам предоставления убежища, защиты беженцев и лиц без гражданства в Таджикистане.

В Таджикистане проживает около 2700 беженцев и 400 лиц, ищущих убежища, которые смогли зачислить своих детей в школы и трудоустроиться, сообщил журналистам глава Представительства Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН) в РТ Вито Трани.

Совместная инициатива

«Таджикистан предпринял значительные шаги для создания собственной системы убежища в стране, обеспечивая при этом доступ к территории и процедурам предоставления убежища для беженцев. Сегодня беженцы в Таджикистане пользуются широким спектром социально-экономических прав и имеют доступ к юридической помощи, здравоохранению, образованию и средствам жизнеобеспечения», — отметил Вито Трани.

Asia-Plus

Вито Трани


Относительно лиц без гражданства он отметил, что с момента запуска совместной инициативы Правительства и УВКБ ООН в 2014 году в трех пилотных регионах Таджикистана было выявлено и зарегистрировано 24 270 лиц с неопределенным гражданством.

По словам советника по вопросам международной защиты УВКБ ООН Адриани Вахжанто, лица без надлежащих документов, устанавливающих гражданство человека, сталкиваются с трудностями при доступе к основным услугам, в то время как их дети будут иметь сложности при получении свидетельств о рождении и паспорта. УВКБ ООН работало в тесном контакте с местными государственными органами в целях оказания помощи выявленным и зарегистрированным лицам в подтверждении гражданства и получении соответствующих документов.

Так к концу 2016 года 8037 человек смогли подтвердить свое гражданство и получить паспорта Таджикистана.

«Таджикистан значительно продвинулся в разработке своего национального законодательства, в частности, новый Конституционный закон «О гражданстве», предотвращает отсутствие гражданства при рождении и содержит много других прогрессивных положений. В настоящее время правительство рассматривает несколько законодательных инициатив, и если они будут успешно реализованы, это поспособствует полному искоренению проблемы отсутствия гражданства в стране и предотвратит повторение новых случаев отсутствия гражданства», — говорит другой советник УВКБ ООН Батыр Сапбыев.

С образованием ситуация сложная?

На пресс-конференции были презентованы итоги опроса-профилирования, который  УВКБ ООН проводило в июле прошлого года среди репрезентативной выборки беженцев.

Целью исследования было изучение степени социально-экономической интеграции беженцев в Таджикистане.

Asia-Plus

Батыр Сапбыев


Профилирование проводилось в городах Вахдат, Курган-Тюбе, Худжанд, районе Рудаки, Бободжонгафуровском и Джабборасуловском районах   при поддержке НПО партнеров УВКБ ООН.

Опрос охватил 2381 человек из 437 домохозяйств беженцев. 435 домохозяйств представлены афганскими беженцами и два домохозяйства — выходцами из Пакистана. Представители 21 домохозяйства прибыли в РТ в период с 1991 по 2000 год, 109 домохозяйств беженцев — в период с 2001 по 2010 год, а остальные 307 прибыли с 2011 по 2016 год.

По уровню образования 14% опрошенных имеют высшее образование, 20% профтехобразования, 48% имеют среднее образование, а 18% опрошенных беженцев не имели возможности получить образование на родине.

Относительно доступа к образованию, 59% детей школьного возраста учатся в государственных школах, 28% обучаются в частных учреждениях, а 13% детей школьного возраста не посещают школу или бросили учебу по разным причинам.

Среди причин было отмечено, что 8% вынуждены работать, 3% не посещают школы из-за проблем со здоровьем, 77% недавно прибыли в Таджикистан, а у 12% нет интереса к учебе.

Asia-Plus

Адриани Вахжанто


Большинство беженцев торгуют

Одним из компонентов опроса было изучение доступа к трудоустройству беженцев. Было установлено, что 143 женщины и 391 мужчина трудоустроены, а 316 женщин и 156 мужчин остаются безработными.

38% безработных беженцев указали, что не могут найти работу, 22% заняты уходом за другими членами семьи, 17% не работают по состоянию здоровья, 7% беженцев не работают по причине низкой оплаты труда, у 5% нет необходимых навыков труда, у 1% нет разрешения на работу, а остальные 8% назвали иные причины безработицы.

76 беженцев имеют индивидуальный заработок до 250 сомони, 131 беженец имеет доход 250-550 сомони, 88 человек зарабатывают 550-1000 сомони, а 216 опрошенных зарабатывают более 1 тысячи сомони в месяц.

Большая часть опрошенных беженцев (42%) заняты в сфере торговли и бизнеса, 13% в строительстве, 11% заняты швейным делом, 9% являются разнорабочими, 8% -учителя, 6% — автомеханики, 4% — повара-кондитеры, 2% занимаются ремонтом обуви, 5% трудоустроены в других сферах.

Остаться хотят, но с гражданством

103 домохозяйства беженцев на аренду жилья в месяц тратят до 400 сомони, 273 домохозяйства тратят от 400 до 800 сомони, а 57 домохозяйств тратят более 800 сомони.

187 домохозяйств указали, что планируют дальнейшую интеграцию в Таджикистане, но им необходимы альтернативное правовое положение, с последующей возможностью получения гражданства, доступ к трудоустройству, возможность для создания и ведения своего бизнеса и доступ к соцзащите и пенсиям.