
Саммит пяти глав государств Центральной Азии и США (С5+1) прошёл этой ночью в Вашингтоне. Лидеры региона уедут от Дональда Трампа со списком новых договорённостей и многомиллиардными контрактами. Эксперты говорят, что все эти результаты встречи оказались предсказуемыми. Но сотрудничество между США и Центральной Азией окончательно видоизменилось по содержанию.

«Трамп более удобен, с ним можно говорить»
«Великолепным», «мощным» регионом, «сердцем Евразии» с «невероятным потенциалом» назвал Дональд Трамп Центральную Азию на встрече с её лидерами в Белом доме во время саммита С5+1.
Казахстан он выделил особенно, отметив, что «это страна с огромными природными ресурсами и выдающимся президентом».
Во встрече участвовали президенты всех пяти республик региона и тоже адресовали новому хозяину Белого дома много добрых слов.
«Я высоко ценю вашу дальновидную концепцию «Сделать Америку снова великой» (Making America Great Again), которая вдохновляет меня на реализацию масштабной стратегии построения справедливого и сильного Казахстана на основе принципа «Закон и порядок», — сказал на встрече президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев.
При этом Трамп посетовал, что бывшая администрация США «пренебрегала этим исключительно богатым регионом» и подчеркнул, что его правительство намерено «исправить эту ошибку».
«Одним из ключевых пунктов нашей повестки являются критически важные минералы. Мы укрепляем экономическую безопасность Америки, заключая соглашения с союзниками и партнёрами для расширения цепочек поставок критических минералов», — сказал американский президент.
Он также подчеркнул, что между США и странами Центральной Азии осуществляется огромный объём торговли, включая сферу обороны и промышленного производства, поскольку Вашингтон стремится диверсифицировать источники сырья, жизненно важного для чистой энергетики и высокотехнологичных отраслей.
Накануне этого саммита эксперты, с которыми поговорил Tengrinews.kz, предполагали, что с нынешним президентом всем руководителям стран Центральной Азии взаимодействовать значительно проще.
«Несмотря на то, что Трамп очень часто непредсказуемый, эмоциональный, всему региону общаться с ним легче, чем с предыдущей администрацией. Помню, когда была его борьба с Хиллари Клинтон, один из политологов точно сказал, что мы знаем, что будет если придёт Клинтон, но если придёт Трамп, мы не знаем, что будет. Но точно будет что-то новое. Трамп в чём-то более удобен, с ним можно говорить».
По словам эксперта, дело ещё в том, что нынешний президент Штатов не поднимает вопросы, которые могут быть неприятны или неудобны для лидеров региона, например, права человека и свободы для меньшинств. Интересы Трампа — это экономика и, возможно, политическая безопасность региона.
Ещё один эксперт, с которым мы поговорили, научная сотрудница Исследовательского центра Paperlab Анастасия Решетняк, тоже обращает внимание на то, что страны региона готовы к компромиссам с администрацией Трампа, в том числе с откатом от «зелёной» повестки, отказом от климатических обязательств и снижением акцента на правах человека. Эти темы, которые раньше декларировались как объединяющие ценности, сейчас отходят на второй план, в том числе чтобы сделать сотрудничество с США более выгодным.
«Политика администрации Трампа в отношении Центральной Азии отличается реакционностью и прагматичностью. США переходят к более жёсткому, силовому подходу — к hard security: упор делается на лоббирование американских экономических интересов и сдерживание стратегических соперников. Мы видим меньше долгосрочных стратегий и больше точечных инициатив, направленных на стимулирование экономических связей и контроль над рынками сырья», — уточняет Решетняк.
Судя по всему, лёгкость нового диалога и фокус на прагматичных вопросах и дали свои результаты.
Что получил Казахстан в Вашингтоне?
Главные результаты саммита для Казахстана, как и ожидалось, касаются экономического сотрудничества, касающегося в том числе и редкоземельных металлов.
Также Министерство искусственного интеллекта, американская компания Joby Aero, Inc., казахстанская компания Alatau Advance Air Group Ltd и предприниматель Вячеслав Ким подписали меморандум о закупке электрических самолётов eVTOL на сумму порядка 300 миллионов долларов для запуска аэротакси в городе Алатау.
Администрация Дональда Трампа также поддержала проект по разработке крупнейшего месторождения вольфрама в Казахстане. Горнодобывающая компания Cove Capital LLC создаст совместное предприятие с казахстанской Tau-Ken Samruk, а Экспортно-импортный банк США выразил готовность выделить до 900 миллионов долларов на реализацию проекта.

Также министр промышленности и строительства Казахстана Ерсайын Нагаспаев и министр торговли США Говард Латник в присутствии Токаева подписали меморандум о взаимопонимании между Республикой Казахстан и Соединёнными Штатами Америки по сотрудничеству в сфере критически важных минералов.
Кроме того, между компаниями двух стран были заключены сделки на сумму более 17 миллиардов долларов. Среди этих контрактов есть, например, соглашение между «Air Astana» и корпорацией «Boeing» о намерениях по поставке 18 новых самолётов «Boeing 787-9 Dreamliner». В сфере образования Казахстан подписал меморандум с компанией OpenAI, Inc., направленный на развитие образования и цифровых навыков с применением технологий искусственного интеллекта. Как говорится на сайте Министерства искусственного интеллекта и цифрового развития Республики Казахстан, по этому соглашению педагоги Казахстана получат доступ к ChatGPT Edu — специальной версии ChatGPT для образовательных учреждений.
«Как и ожидалось, основные результаты саммита для Казахстана — это расширение партнёрства в сферах добычи редкоземельных металлов, транспортно-логистической и цифровой инфраструктуры, а также в области развития научных и образовательных обменов. Особое внимание уделено сотрудничеству в области цифровых технологий — искусственного интеллекта, облачных решений и кибербезопасности, к чему Казахстан в последнее время проявляет большой интерес».
Эксперт отмечает, что традиционно для таких встреч подтверждено намерение углублять сотрудничество в борьбе с киберпреступностью, незаконной миграцией и наркоторговлей.
При этом вновь была подчёркнута важность уважения суверенитета и гарантий безопасности со стороны США — для стран Центральной Азии это имеет критическое значение.
Решетняк напоминает: президент Казахстана в своём выступлении отметил, что саммит является инструментом диверсификации экономических связей, укрепления инновационного потенциала и привлечения инвестиций. Это очередное подтверждение, что Казахстан видит свою роль в том, чтобы быть мостом между Востоком и Западом, и что приверженность многовекторной политике сохраняется.
«Таким образом, никаких неожиданных решений саммит не принёс. Однако соглашение о разработке месторождения вольфрама можно считать значимым — как для Казахстана, так и для США. Особенно если Вашингтон действительно намерен возобновить ядерные испытания, о чём ранее заявлялось: в этом контексте поставки редкоземельных металлов приобретают стратегическое значение», — делится своими выводами Решетняк.

Центральная Азия в фокусе США?
Нынешний саммит в Вашингтоне фактически закрывает серию таких встреч, в которых Центральная Азия участвовала весь 2025 год. До С5+1 президенты республик региона приняли участие в саммитах с Европой, Китаем и Россией.
«С5+1 в формате саммита — не что-то принципиально новое, встречи на высшем уровне уже проходили между президентами США и стран региона. Сейчас мы снова видим повышенный интерес к азиатскому направлению со стороны администрации Дональда Трампа. Об этом свидетельствуют его восточноазиатское турне, а также визиты представителей Белого дома в страны Центральной Азии. На этом фоне заметна конкуренция между Россией, Китаем и США. Американцы, очевидно, стремятся диверсифицировать источники импорта минеральных ресурсов и, возможно, транзитных маршрутов», — объясняет Анастасия Решетняк.
А для стран Центральной Азии, по её словам, участие в подобных встречах — возможность укрепить и расширить отношения не только с соседями, Россией и Китаем, но и с другими державами, продемонстрировав тем самым свою политическую субъектность и востребованность.
«Со стороны США сегодня ощущается повышенный интерес к региону, но подход администрации Трампа прагматичный, — продолжает эксперт ту же мысль. — В отличие от его первого президентского срока, нынешняя политика выглядит тактической и реактивной. На данный момент нет оснований говорить о выстраивании какой-то новой долгосрочной стратегии — это ситуативные шаги».
В качестве аргумента она указывает к тому же на то, что есть общий тренд на сокращение американской «мягкой силы» по всему миру, включая Центральную Азию. Например, американский бюджет для региона раньше состоял в основном из средств USAID, которые агентство выделяло на развитие и поддержку демократических институтов. Сейчас ситуация в корне изменилась.
И стороны, похоже, остались довольны друг другом.
Президент Казахстана выразил благодарность Президенту США за организацию исторической встречи в Белом доме. Он отметил, что саммит Центральной Азии и США в формате С5+1 знаменует собой начало поистине новой эры взаимодействия между Центральной Азией и США.
tengri news




